Звонок бесплатный
Меню

Особенности жалобы

Российское законодательство позволяет россиянам бороться за свои права с помощью подачи жалобы в самые разные инстанции.

Но эффективным данный инструмент борьбы станет лишь в том случае, если заявитель знает, какие особенности жалобы могут наделить ее юридической силой.

Любой россиянин, считающий, что его гражданские права нарушены в результате действий или бездействия третьих лиц, может защищать свои интересы.

С этой целью он пишет жалобы, которые направляет в государственные органы или общественные организации.

Однако чтобы добиться желаемого результата гражданину следует знать какие особенности жалобы превращают ее в инструмент борьбы.

Что нужно знать

При грамотном оформлении и своевременной подаче жалоба может стать в руках гражданина грозным оружием. С его помощью можно:

  • оспорить судебные решения;
  • пожаловаться на неправомочные действия должностных лиц или чиновников;
  • ускорить рассмотрение дела;
  • восстановить ущемленные интересы.

Гражданин, составляющий жалобу, нередко находится под влиянием сильных эмоций. Однако ему следует помнить о том, что документ не должен содержать:

  • клеветы;
  • оскорблений;
  • выражений, унижающих честь и достоинство лиц, чьи действия оспаривает заявитель.

В противном случае вместо помощи жалоба может принести своему автору ответственность в соответствии со статьями 129, 130 УК РФ.

Но не все жалобы одинаковы. Существующие на сегодняшний день виды жалоб можно разделить на следующие категории:

По процедуре разрешения административные, судебные
По юридической компетенции общие, специальные
По авторству индивидуальные, коллективные

Выбор инстанции

Жалоба может быть направлена в самые разные инстанции, и не всегда заявитель понимает, куда ему стоит обращаться на следующем этапе своей борьбы за справедливость.

Ошибка в выборе инстанции может привести к отказу в рассмотрении поданной жалобы. Определиться с выбором поможет следующий порядок:

  • решение мирового судьи можно обжаловать в районной судебной инстанции;
  • на действие районного суда можно пожаловаться в суд субъекта;
  • верховный суд способен пересмотреть решения всех нижестоящих инстанций.

Помощь юриста

Чтобы жалоба была принята к рассмотрению и принесла автору желаемый эффект, она должна полностью соответствовать всем установленным законодательным нормам.

Лицу, не слишком сведущему в юриспруденции, может быть не только сложно правильно составить документ, но и определить его вид.

В подобной ситуации лучше всего обратиться за квалифицированной помощью к специалистам. Опытный юрист вникнет в проблему и окажет необходимое содействие:

  • разъяснит, как грамотно составить письмо и куда его направить;
  • поможет собрать документальные доказательства;
  • объяснит порядок отслеживания статуса жалобы и контроля над ее рассмотрением;
  • составит возражение, если результат не удовлетворит заявителя.

Порядок отзыва заявления

Чаще всего вопрос, можно ли отозвать жалобу, возникает в случае примирения истца и ответчика в досудебном порядке.

Чтобы отозвать исковое заявление, следует придерживаться следующего алгоритма действий:

Если иск еще не принят судом в производство, истец может подать заявление о его отзыве Заявление составляется в простой произвольной форме. В нем нужно указать:

  • наименование суда;
  • персональные данные судьи, в чьем производстве находится дело;
  • контактные данные заявителя;
  • причину подачи иска
Если иск принят к производству, заявление следует подать до начала судебного заседания При этом в протоколе заседания будет сделана соответствующая запись, подтвержденная подписью истца. После того, как отказ от иска принят, судья выносит определение о прекращении производства по делу

Отзывая исковое заявление из суда, истец должен понимать, что повторная подача иска по этому же спору и к этому же ответчику в будущем будет уже невозможна.

Что это такое жалоба

Жалоба представляет собой документ, который содержит информацию о нарушении интересов или прав граждан и служит для восстановления справедливости.

Российское законодательство признает жалобой достаточно широкий перечень разного вида заявлений от граждан и организаций.

С точки зрения юриспруденции жалобой называется требование, изложенное в письменном виде и обращенное к государственным органам с целью устранить нарушение законности или интересов граждан. Пример жалобы можно скачать здесь.

В зависимости от целей, которые преследует гражданин, жалоба может подаваться:

  • в административные органы;
  • в контролирующие организации;
  • в полицию;
  • в прокуратуру;
  • в суд.

Как написать анонимное заявление (пример)

Российское законодательство обязует граждан указывать в жалобах собственные персональные данные. Однако и из этого правила есть исключения.

Пример жалобы

Фото: пример жалобы

Пожаловаться государственным органам анонимно можно при необходимости:

  • поставить контролирующие организации в известность о нарушении правовых норм;
  • заявить о коррупции;
  • проинформировать о преступлении или готовящемся теракте.

Анонимную жалобу можно передать устно через телефон доверия или письменно. Оформление жалобы, отправляемой по почте или по факсу, должно соответствовать общим требованиям.

Текст должен:

  • содержать наименование организации и данные должностного лица, которому направляется жалоба;
  • четко описывать факты;
  • не допускать эмоциональных отступлений.

К документу нужно приложить соответствующие доказательства. Анонимную жалобу можно не подписывать совсем или поставить под документом вымышленное имя.

Некоторые ведомства предусматривают возможность принимать от граждан анонимные жалобы онлайн.

Таким образом сообщить о нарушениях законодательства, фактах коррупции или готовящихся преступлениях можно в Инспекцию по труду или полномочным представителям Президента РФ.

Оформляя жалобу, автор может указать в электронной форме на сайте организации вымышленные данные.

Образец заполнения документа

Очень часто контролирующие органы и правоохранительные ведомства размещают на своих сайтах образцы, позволяющие гражданам грамотно составить жалобу.

Никаких особых утилитарных требований к составлению жалобы не существует. Ее можно написать от руки или напечатать на компьютере.

Главное, что она должна содержать, так это:

  • конкретные выявленные факты нарушений;
  • персональные данные и адреса заявителя, организации и должностного лица, допускающего нарушение;
  • доказательства в виде документов, видео или аудио материалов;
  • контактные сведения, позволяющие направить ответ по жалобе.

Если жалоба подается не в бумажном, а в электронном виде, следует четко следовать инструкциям на сайте организации и указывать в полях предоставленной формы правдивые сведения.

Общие рекомендации к заполнению документы можно изложить в следующем виде:

  1. В правом верхнем углу нужно писать наименование органа, в который подается жалоба, а также данные должностного лица.
  2. В качестве наименования документа указывается слово «Жалоба». Под ним следует уточнение причины, по которой документ составлен. Например, жалоба на бездействие судебного пристава.
  3. Основная часть документа должна содержать описание ситуации.
  4. Далее следует изложение доказательств.
  5. В заключении высказывается просьба рассмотреть жалобу и принять соответствующие меры.
  6. Внизу проставляется дата и подпись заявителя.

В каких случаях ведется реестр

Действующее законодательство содержит требование к ФАС РФ вести реестр поступающих от граждан жалоб, касающихся нарушений в сфере госзакупок.

Данный контрольный орган на систематической основе формирует и обновляет базу реестровых записей, учитывающих все поступившие в антимонопольную службу рекламации.

Сведения из реестра могут быть доступны любому россиянину на бесплатной основе. Пользуясь данными реестра, гражданин может узнать, были ли зафиксированы ранее жалобы по схожим ситуациям и какие меры были приняты контролирующими органами.

Как составить возражение

Чаще всего необходимость составить возражение возникает в процессе судебного разбирательства. Этот документ призван защищать интересы участника процесса перед судом.

Возражение не имеет установленной формы, поэтому составление его требует от автора внимательного отношения.

В тексте документа не следует допускать ошибок и неформальных оборотов. Он должен содержать:

  • адресные данные обвинителя;
  • сведения об ответчике;
  • все необходимые реквизиты;
  • дату составления и подпись автора.

В главной описательной части документа должна содержаться краткая, но четко изложенная информация, позволяющая разъяснить ситуацию, ссылка на доказательную базу, аргументация, способная подтвердить невиновность ответчика.

Образец возражения

Фото: образец возражения

В каком случае считается необоснованной

Закон позволяет россиянам жаловаться в различные организации или надзорные органы в случаях, если они считают, что их права и интересы ущемлены.

Однако практика показывает, что не всегда жалобы являются обоснованными. Существуют определенные признаки, позволяющие отнести жалобу к необоснованным:

  1. Жалоба не содержит причину недовольства заявителя.
  2. Автор не представил никаких доказательств в пользу своих обвинений.
  3. Текст содержит некорректную информацию.

Жалоба может быть признана необоснованной и в том случае, если проверка, проведенная по указанным в ней фактам, не сумела выявить нарушений.

В некоторых случаях необоснованная жалоба может быть переквалифицирована в донос. Если же она содержит откровенную клевету, к ее автору могут быть применены меры уголовной ответственности.

Жалоба на сегодняшний день является достаточно эффективным универсальным инструментом в борьбе граждан за свои права и соблюдение законности.

Однако, чтобы этот документ принес реальную пользу, а не только удовлетворение от его написания, автору следует соблюдать правила составления и грамотно подходить к выбору инстанции, в которую обращение будет направлено.

Видео: жалоба в прокуратуру